Новости

06.05.2024

Памятка потребителю:
Услуги, навязанные кредиторами

 При оформлении кредита, банки и микрофинансовые организации (МФО) предлагают и успешно навязывают потребителям большой набор услуг, например:

- страхование (недвижимости, автомобиля, жизни и здоровья, финансовых рисков в случае потери работы);

- юридические сервисы;

- экстренная помощь на дорогах;

- телемедицина (онлайн-консультации с врачом) и др.

Необходимо помнить, что все дополнительные услуги должны быть перечислены в заявлении на кредит, и потребитель может отметить, какие из них ему нужны. Кредитор не вправе проставлять галочки заранее.

 

Можно ли отказаться от дополнительных услуг?

Единственная обязательная услуга для заемщиков – страхование заложенной недвижимости при оофрмлении ипотеки. Без такой страховки ипотечный кредит не выдадут.

От всех остальных сервисов можно отказаться.

Кредиторы не должны включать дополнительные услуги в договор по умолчанию или делать их обязательным условием кредита или займа. Но, если не оформить эти страховки или сервисы, банки и МФО имеют право повысить кредитную ставку.

Не забывайте о том, что даже, если согласитесь на платные услуги при оформлении кредита, можете отказаться от них и вернуть деньги в период охлаждения (14 дней).

Ненужные сервисы можно отменить и после периода охлаждения, но сумма возврата будет меньше.

Если кредитор отказывается выдавать ссуду без страховки или другой дополнительной услуги либо без согласия потребителя пытается прибавить ее стоимость к сумме кредита, надо обращаться с жалобой в Банк России и Роспотребнадзор.

Если вы в период охлаждения (14 дней) еще не воспользовались дополнительной услугой, оплату вернут полностью.

Если услуги уже начали предоставлять (например, юридические консультации), то из суммы возврата вычтут фактические расходы компании-исполнителя, а в случае страховки – часть денег за те дни, когда она работала.

Если услуга уже оказана (например, произошел страховой случай, и компания выплатила возмещение), стоимость страхового полиса не вернут.

 

После периода охлаждения:

- плату за страхование имущества (машины, квартиры) не возвращают;

- часть цены полиса личного страхования (жизни, здоровья, на случай потери работы) можно получить только при досрочном погашении кредита и лишь в случае, когда страховка влияла на условия кредита, при этом сумма возврата пропорциональна оставшемуся сроку действия полиса;

- плату за подписку на дополнительные услуги (помощь на дорогах, юридические консультации, телемедицину) поставщики сервисов обычно также возвращают частично – пропорционально сроку до конца подписки.

Часто банки и МФО предлагают потребителям не индивидуальные договоры с компанией-поставщиком, а присоединение к коллективному договору. В таких случаях при отказе от сервисов кредиторы оставляют себе комиссию. Которая иногда достигает 80% от стоимости услуги.

 

Как отменить ненужную услугу?

Если у вас индивидуальный договор на дополнительную услугу:

1.                 Подайте заявление компании – поставщику услуги в свободной форме в течение 14 дней с момента подписания договора. Отправьте его заказным письмом с почтовым уведомлением.

2.                 Компания должна вернуть деньги на ваш счет в течение 7 рабочих дней.

3.                 Если деньги не пришли, требуйте возврат у банка или МФО. Которые предложили вам эту услугу. Заявление кредитору можно подать только через 30 дней после обращения к поставщику услуг, но не позже 180 дней с этой даты – обязательно укажите ее в заявлении.

У банка и МФО также есть 7 рабочих дней на выплату.

Если банк или МФО присоединили вас к коллективному договору на дополнительные услуги, подавать заявление нужно сразу кредитору.

К заявлению нужно приложить:

- копию паспорта;

- копию договора на услугу и копии документов об оплате;

- банковские реквизиты, если хотите получить деньги на счет;

- нотариальную доверенность, если действуете через представителя.

 

 

(с использованием материала Банка России)


Назад